 Свято-Донской мужской ставропигиальный монастырь в Москве основан в 
		1591 году царем Федором Ивановичем в память чудесного избавления Москвы 
		от нашествия крымского хана Казы-Гирея.
  
		   Свято-Донской мужской ставропигиальный монастырь в Москве основан в 
		1591 году царем Федором Ивановичем в память чудесного избавления Москвы 
		от нашествия крымского хана Казы-Гирея. 
		     На месте создания монастыря располагалось «гуляй 
		поле»; здесь произошло сражение с передовыми частями Казы-Гирея, 
		окончившееся победой русских войск благодаря чудесному заступничеству 
		иконы Донской Божией Матери (сопутствовавшей Дмитрию Донскому в его 
		походе на Мамая) из походной церкви преподобного Сергия Радонежского. 
		     Монастырь был построен за Калужскими воротами 
		Земляного города, вблизи старой Калужской дороги (ныне Донская площадь) 
		как монастырь-сторож, с оборонительными сооружениями. 
		Донской монастырь заполнил 
		собой брешь, существовавшую 
		в южном оборонительном поясе между Новодевичьим и Даниловым монастырями. 
		     В 
		1686-1711 
		гг. Донской монастырь был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями. 
		     Монастырь был бедным, в 1650 году приписан к 
		Андреевскому монастырю; в 1678 году восстановил самостоятельность. С 
		середины XVIII века в Донской монастырь из 
		Заиконоспасского была переведена Славяно-греко-латинская академия. В
		XIX веке при монастыре открылось Донское 
		духовное училище и иконописная школа. 
		     Монастырь подвергался разорению в Смутное время, его 
		осаждал гетман Хоткевич, которому 
		
		 противостояло 
		ополчение под руководством князя Дмитрия Трубецкого. Монастырь был 
		захвачен поляками и разграблен. Возобновилась 
		обитель уже при Романовых, при поддержке и Михаила Федоровича, и Алексея 
		Михайловича.
противостояло 
		ополчение под руководством князя Дмитрия Трубецкого. Монастырь был 
		захвачен поляками и разграблен. Возобновилась 
		обитель уже при Романовых, при поддержке и Михаила Федоровича, и Алексея 
		Михайловича. 
		     В 1771г. во время чумного бунта в монастыре был убит 
		народом архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) (погребен в старом 
		Донском соборе), убравший от Варварских ворот чудотворную икону, к 
		которой прикладывались и больные в надежде на исцеление, и здоровые в 
		надежде уберечься от заразы. Народ углядел в этом злой умысел, и 
		скрывшийся в Донском монастыре архиепископ был 
		убит. После подавления бунта его убийцы были повешены на Красной площади 
		по приказу Екатерины II.  
		     С конца XVII века Донской 
		монастырь становится центром русско-грузинских связей. В начале
		XVII века настоятелем монастыря назначается 
		глава имеретинской грузинской церкви архимандрит Лаврентий, и с этого 
		времени Сретенская церковь Большого Донского собора становится 
		усыпальницей грузинских царей и князей. 
		     С течением времени Донской монастырь превратился из 
		оборонительного сооружения в духовную обитель, став излюбленным местом 
		царской семьи и представителей московской знати, которые приезжали сюда 
		на богослужения и делали щедрые пожертвования в пользу монастыря. По 
		описи 1739 Донской монастырь - крупнейшее крепостническое хозяйс тво; 
		владел 6716 «душами» крестьян, большими землями.
тво; 
		владел 6716 «душами» крестьян, большими землями. 
		     В монастыре находилась древняя икона Донской Божией 
		Матери, празднование которой 19 августа совершалось Крестным ходом из 
		Кремля в обитель. Чтимый список иконы, выполненный Симоном Ушаковым в 
		1668 году, находился в Малом Донском соборе. В монастыре находилась 
		также чтимая икона Боголюбской Божией Матери. Ризница монастыря 
		содержала богатые вклады русских царей в XVII-XVIII 
		вв., а также вклады грузинского царя Арчила Имеретинского. В архиве 
		монастыря хранились грамоты и акты XVII-XVIII 
		вв. (в настоящее время документы монастырского архива находятся в фондах 
		Российского государственного архива древних актов и Центрального 
		исторического архива Москвы). 
		     По штату в монастыре к 1907 году состояли 
		наместник-архимандрит, 30 монахов, 5 послушников, а в 1917 году было 48 
		монахов, 2 послушника. 
		С 1922 года в монастыре содержится под домашним арестом 
		Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. 9 декабря 1924 года 
		здесь на него было совершено покушение и был убит его келейник Яков 
		Полозов. После кончины патриарха 25 марта 1925 года состоялось его 
		погребение в Малом Донском соборе, потом его мощи были перезахоронены на 
		Немецком (Введенском) кладбище, а в 1940-х возвращены обратно в собор. 
		После этого следы захоронения надолго затерялись. В 1992 году во время 
		ремонта Малого собора случайно была найдена плита с надписью: «Святейший 
		Тихон, Патриарх Московский и всея Руси». Глубже монахи обнаружили склеп. 
		Пролежав во влажном склепе 67 лет, мощи почти полностью сохранились. 
		Рака с мощами патриарха Тихона (находится у южной стены трапезной 
		старого Донского собора). 
		     После революции 1917 года монастырь был упразднен. 
		Часть монастыря была занята детской трудовой колонией и подотделом по 
		борьбе с огородными вредителями.
		
		     С 1934 года на территории монастыря разместился 
		Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. 
		Щусева., благодаря чему строения монастыря и некрополь почти не 
		пострадали. Сотрудники музея под предлогом изучения свозили на 
		территорию монастыря фрагменты разрушенных большевиками Сухаревой башни, 
		Триумфальной арки, Красных ворот, церкви на Покровке и множество других 
		реликвий. Среди прочих привезли и шесть фрагментов горельефа с храма 
		Христа Спасителя. 
		     В 1990 году монастырь был передан Московской 
		Патриархии и началось возобновление монашеской жизни. Освящение большого 
		Донского собора состоялось 18 августа 1991 года. 
		     В архитектурный ансамбль Донского монастыря входят: 
		Малый или Старый собор (1591-93) - храм-памятник русскому воинству, 
		возведенный в формах московской архитектуры XVI 
		в., Большой Донской собор (1684-86) - архитектурная доминанта 
		монастырского ансамбля; каменная ограда монастыря (конец
		XVII - начало XVIII 
		вв.); главный вход со Святыми вратами и надвратной церковью Тихвинской 
		иконы Божией Матери (1693-1714), западные врата с надвратной колокольней 
		(1730-50); комплекс хозяйственных и жилых построек в юго-западной части 
		монастыря; палаты настоятеля (XVII-XVIII 
		вв.) с кухонным корпусом и садом; квасоварня и конюшенный сарай
		XVIII века, братские кельи (вторая половина
		XVI II 
		века); у южной стены монастыря больничные кельи XVIII 
		века.
II 
		века); у южной стены монастыря больничные кельи XVIII 
		века. 
		     В Малом соборе 
		находятся чтимые иконы Божией Матери 
		Феодоровская и "Знамение", Донская икона Божией Матери под сенью, у стен 
		собора - могила келейника свт. Тихона, мученика Якова Полозова. В 
		Большом соборе: чудотворная икона Божией Матери. В часовне-усыпальнице 
		Левченко (нач. XX в., архитектор И. Клейн) мозаичная икона свт. Николая.
		
		     На территории монастыря располагаются 
		церкви-усыпальницы: Архангела Михаила (князей Голицыных) (1806), 
		Александра Свирского (графов Зубовых) (1796), Иоанна Лествичника 
		(Терещенко) (конец XIX века), церковь Иоанна 
		Златоуста и великомучeницы Екатерины (Первушиных) (1891). 
		     В 1914 году на территории нового кладбища Донского 
		монастыря освящен храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны 
		Кашинской. 
		     В 1927 году храм во имя преподобных Серафима 
		Саровского и Анны Кашинской был переделан под крематорий. Начиная с 1934 
		года и по крайней мере до 1950-х гг. в нем кремировали расстрелянных 
		жертв репрессий. Можно с большой уверенностью утверждать, что прах 
		кремированных захоронен на кладбище рядом с крематорием, однако 
		документальных доказательств этому пока не обнаружено. В то же время 
		есть документы, удостоверяющие, что на этом же кладбище в конце 1930-х 
		гг. эпизодически производились и захоронения расстрелянных. 
		     Значительная территория 
		монастыря занимает некрополь, который возник здесь в конце
		XVII века. Уже в «Истории» Карамзина Донской 
		монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и 
		богатого купечества. 
		     Самые ранние захоронения находятся в Большом соборе. 
		Это надгробия грузинских царевичей - Давида (ск. 1688) и его братьев 
		Матвея и Александра (ск. 1711). В подклете Большого собора 
		захоранивалась московская знать. Во второй половине XVIII века, особенно 
		после указа Екатерины II от 1771 года о запрещении хоронить на церковных 
		кладбищах в черте города, кладбище Донского монастыря стало одним из 
		самых аристократических в Москве с очень высокими ценами на участки. 
		Современное Старое Донское кладбище занимает два с небольшим гектара 
		площа ди 
		и простирается от Михайловской церкви к Большому и Малому соборам и 
		далее в юго-восточную часть монастыря.
ди 
		и простирается от Михайловской церкви к Большому и Малому соборам и 
		далее в юго-восточную часть монастыря. 
		     В некрополе Донского монастыря похоронены декабристы 
		М.М. Нарышкин, П.Н. Свистунов, В.П. Зубков, Л.Д. Черевин, М.А. 
		Дмитриев-Мамонов, писатель и философ П.Я. Чаадаев, многие 
		государственные и общественные деятели России середины XIX века; 
		патриарх всея Руси Тихон и архиепископ Амвросий: герои Отечественной 
		войны 1812 года и обороны Севастополя 1854-1855 годов; писатели и поэты, 
		имена которых известны всем со школьной скамьи, - М.М. Херасков, А.П. 
		Сумароков. В.Ф. Одоевский, В.А. Соллогуб, В.И. Майков, И.М. Долгорукий, 
		В.Л. Пушкин; выдающийся художник В.Г. Перов - автор хрестоматийных 
		картин "Охотники на привале", "Чаепитие в Мытищах": архитекторы, которым 
		Москва многим обязана своим обликом, - В.И. Шервуд, П.Д. Барановский, 
		О.И. Бове. Продолжим еще немного перечень этих дорогих нам имен: ученые 
		- "отец" русской авиации Н.Е. Жуковский, известные историки В.О. 
		Клгачевскмй, Д.Н. Бантыш-Каменский; видные ученые-медики Ф.И. Иноземцев, 
		хирург И.К. Каменецкий, главный военно-медицинский инспектор П.А. 
		Кайгородов; выдающаяся актриса императорской Московской оперы А.Д. 
		Александрова-Кочетова, народный артист СССР М.Ф. Астангов.
		     В Донском некрополе покоятся дедушка, бабушка, дядя, 
		две тети и две двоюродные сестры А.С. Пушкина, много друзей и знакомых 
		великого поэта (А.О. Смирнова-Россет, Н.П. Голицына ("Пиковая дама"), 
		бабушка Л.Н. Толстого, мать писателя И.С. Тургенева, сестра и внучка 
		А.В. Суворова, дядя А.С. Грибоедова и его двоюродная сестра С.А. 
		Римская-Корсакова, послужившая прототипом Софьи в "Горе от ума"; жена 
		декабриста Е.П. Нарышкина - М.М. Нарышкина, последовавшая за мужем в 
		сибирскую ссылку; потомок М.Ю. Лермонтова - ветеран Великой 
		Отечественной войны П.Н. Лермонтов; врач А.П. Тарасенков, лечивший Н.В. 
		Гоголя, и др. Один этот далеко не полный перечень имен дает 
		представление о ценности Донского некрополя для истории отечественной 
		культуры. Ряд надгробий выполнен выдающимися русскими скульпторами И.П. 
		Мартосом, В.И. Демут-Малиновским, И.П. Витали и др. 
		     Сюда же, в некрополь Донского монастыря, в 2000 году 
		был перенесен прах писателя Ивана Шмелева, а в 2005 году – прах философа 
		Ильина и генералов Деникина и Каппеля. 
		
      Литература:
Научно-исследовательский музей архитектуры. [Путеводитель], - М., 1962;
Аренкова Ю. И., Мехова Г. И., Донской монастырь, - М., 1970; Большая
советская энциклопедия; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004
года; статья профессора М.Д. Артамонов «Донское
кладбище». 
		---------------------------
      	
		Адрес:
      
      
      	Москва, Донская площадь, д. 1 (м. "Шаболовская")
				
					
						| Схема проезда | План монастыря |